Смирных С.В. Трагедия советского философа Э.В. Ильенкова
Документальный фильм «Ильенков» посвящен трагической биографии советского философа Эвальда Васильевича Ильенкова, который оказал значительное влияние на отечественную школу реабилитации и обучения людей с нарушениями зрения и слуха. Э.В. Ильенков был одним из участников «Загорского эксперимента», результатом которого стало доказательство обучаемости людей с потерей слуха и зрения, возможности прохождения ими программы высшего образования. В итоге этого проекта четверо воспитанников Загорского детского дома-интерната для слепоглухих детей благополучно закончили МГУ. Они же и озвучивают закадровый комментарий к фильму https://www.youtube.com/watch?v=9Raei69reCw
Нельзя не согласиться с правильным суждением Ю.Ю. Печурчика: «Трагедия философа Э.В. Ильенкова заключалась в неразрешимом противоречии. Будучи по своему духу идеалистом, он осознавал себя преданным марксистом». Его трагедия в том, что, восстав против позитивизма, он сам оставался на точке зрения убежденного позитивиста — «научного материализма». Однако эмпиризм исходит из предпосылки первичности иного — внешнего первоначала (материи), внешней необходимости, а не свободы. Действительным решением проблемы Ильенкова стало бы признание им идеальности всякого конечного, признание им абсолютной первичности логического. Особенное (политэкономия Маркса) не может быть критерием всеобщего. Позитивистское принятие первичности конечного бытия и отказ от абсолютного (логического) снятия его в мышлении — стало неразрешимой проблемой советского философа. Снятия не в субъективном, а объективном мышлении.
Объективное мышление предполагает феноменологическое освобождение (очищение) от остатков чувственности, каковым еще страдает представление. Чистая логическая форма и есть идеальность — истина конечного, к которой сама же чувственность лишь бессознательно стремится — в рассудке, искусстве и религии. Но только стремится…
Докажите суждение как таковое, требует Гегель, — без чувственной примеси, без предположенных чувственных определений субъекта и предиката, на которых держится вся формальная логика (так называемый объем «понятий», их распределение и т.п.). Суждение «единичное есть всеобщее» должно быть рассмотрено в себе и для себя, только в логической (истинной) реальности самого понятия. Напротив, эмпирическая реальность — лишь исчезающая видимость, идеальное, которое не имеет самостоятельного бытия, есть ничто для себя. Таково положенное ничто — снятое бытие в сущности, которое есть только для иного. Образно говоря, логическая воля абсолютна, она не допускает самостоятельности своих моментов, свободной воли средства, например, часов; они не могут идти по собственному произволу, как им «вздумается». Самостоятельность средства совершенно исключена в абсолютном, есть ничто по своему определению. Только логическое существование есть абсолютная истина конечного, положенного не самим собой. В этом и содержится различие всеобщего в искусстве и логического всеобщего: в искусстве чувственное еще сохраняет свою своеобразную живость, свою свободу для себя. Однако лишь в объективном мышлении впервые выступает истинная (сверхчувственная) сущность чувственных вещей. Надо думать, именно в этом и пытался переубедить Эвальда Васильевича молодой философ Е.С.Линьков, когда искал встречи с ним в Москве.
Санкт-Петербург, 5 апреля 2020 года