Смирных С.В. Информационная перегрузка и философия (доп. и исп. вариант). Credo New, №2-2016 http://credo-new.ru/archives/812
Позвольте добавить несколько слов на тему «информационной перегрузки» нашего времени, на которую жалуются узкие специалисты всех отраслей положительной науки. Согласно данным Эрика Шмидта (Eric Schmidt), бывшего генерального директора Google Inc.: «От начала цивилизации и до 2003 года было создано около 5 Экзабайт (5 000 000 000 Гб) информации. Теперь человечество создает столько данных всего за 2 дня». Чтобы не утонуть в бесконечности фактов (дефиниций анализа) и сырых продуктов синтеза (гипотез), вызвавших современную «информационную перегрузку» (см.: Бертран Гросс, Элвин Тоффлер, Дэвид Боуден), философия должна рассматривать всю эту массу единичности и особенности опыта в ее всеобщности. Тогда зыбучие пески эмпирии получают твердую почву. Тогда факты сведутся к простой видимости, обретут вид лишь предметного явления логических определений. Однако это произойдет лишь при том условии (это сторона формы, субъекта), что всеобщее природы уже есть для нас, что сущность природы знает себя в нашем мышлении, имеет самосознание в нас. Во-вторых, при условии, что рассудок уже очистил свой материал от случайности и заострил определенность до ее предельной противоположности (сторона объекта). Например, как в положении о корпускулярно-волновом дуализме квантовой механики. Анализ и определение вещи, очищение ее до всеобщей противоположности (ступень единичного и особенного) — вот содержательная задача и формальный предел рассудка. Далее он не идет. Логическая философия подхватывает особенное положительных наук и возвышает его содержание до абсолютной формы — понятия и идеи, т.е. до истины. Это разделение труда в научном познании. Вот почему философу не нужно читать тонны специальной литературы. Хитрость разума состоит в том, чтобы терпеливо ждать и наблюдать, когда рассудок сам предъявит ему уже очищенный до абстрактного отношения предмет. Когда рассудочное знание получит всеобщее признание и станет научной аксиомой, только тогда и начинается дело философии. Сова Минервы начинает свой полет лишь с наступлением сумерек, когда уже затихли все страсти рассудочной дневной жизни.
Приведем пример. Рассудок остановился на положении о корпускулярно-волновом дуализме квантовой механики. Далее рассудок не идет, хотя обе стороны отношения уже наличны для него, осталась лишь одна формальная проблема: соединить обе мысли в одну. Заметьте, что материал уже полностью подготовлен для возведения его в логическое конкретное. Дело тормозит только рассудочная форма. При рассмотрении бесконечно малых величин высшей математики Гегель, оказывается, уже определил понятие кванта и квантовой запутанности (Наука логики, с.89). Как неделимая порция энергии квант сводится к логическому противоречию единицы. Взятая дискретно, единица мысленно фиксирована как сам момент отрицания ее всеобщей стихии — непрерывности (поле, волна), в которой она иначе сразу бы растворилась. Потому что как качественное одно, единица чего-то, она тут же теряет фиксированную в мысли дискретность и исчезает в непрерывности своего качества. В нем все количественные единицы тождественны, растворены в единой для всех непрерывности.
Бесконечно малая величина есть сам момент исчезновения и возникновения величины (не до и не после). Таково логическое становление: ни бытие, ни ничто, но и то, и другое в единстве дискретности и непрерывности. В становлении еще или уже нет определенности «здесь», «теперь», «одно»; определенное бытие только становится, есть лишь в возможности, но еще не в действительности. В становлении еще нет определенности места: каждая виртуальная (становящаяся) единица одновременно везде и нигде в особенности, еще тождественна всем другим, а все вместе они еще не существуют как множество дискретных величин. Виртуальные единицы еще не обособились из общей стихии непрерывности как исключающие друг друга: одна есть все и все суть одна. А теперь сравните это логическое понятие единицы с квантом механики: он есть лишь эмпирический пример такого логического становления в «Науке логики».
Однако ставшая автономной, исключающей других, единица оказывается в квантовой запутанности с такими же реальными единицами. Ставшие частицы возникают целым «кустом», сохраняя взаимную связь (см. рис.). На теоретическое объяснение этого факта притязает гипотеза Родионова Бориса Устиновича (доктор физико-математических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института содержания и методов обучения Российской академии образования, академик РАЕН, член Российского философского общества). Согласно Родионову, квантовая запутанность возможна при допущении нитевидных частиц — флюксов. До сегодняшнего дня физики замеряли только разные концы одной и той же нитевидной частицы, считая из независимыми частицами. Квантовая нить (флюкс) объясняет и корпускулярно-волновой дуализм на дифракционной решетке. Квант может вытягиваться в нить при столкновении с атомами ребра решетки и сгибаться в дугу, которая и дает интерференцию с другими дугами-нитями. Так образуются интерференционные волновые полосы. http://www.delphis.ru/journal/article/materiya-vseedinstva https://www.youtube.com/watch?v=b9cLM72sA7E&feature=youtu.be&t=10m50s
Санкт-Петербург, 02.05.2020