О судьбе русской культуры


Ich Gray copyИсторическая истина принадлежит, как правило, тому народу, который завершает собой эпоху, тогда как предшествующая до него история была лишь подготовкой для выхода его на сцену. Поэтому долг такого народа — сохранить всеобщее содержание исторической эстафеты, придав ему завершенную форму. В выработке абсолютной формы и состоит миссия последнего для данной исторической эпохи народа. Тогда как все другие народы уже завершили к этому времени свое историческое дело и теперь могут обратиться к вполне частным, индивидуальным интересам.

Такое бывало в мировой истории и уже не раз. Гегель отмечает, что свидетельством «конца истории» служит небывалый взлет философии. Именно она есть та сова Минервы, которая вылетает в полночь и всегда уже постфактум, чтобы напоследок лишь написать эпитафию для своей эпохи. «Там, где народ выходит вообще из пределов своей конкретной жизни, — пишет Гегель, — лишь там философствуют [...] Такой мы видим философию у Платона, Сократа, Аристотеля во времена, когда жизнь Греции приближалась к своей гибели, а мировой дух — к более высокому сознанию самого себя […] С гибелью Римской империи […] связана высочайшая ступень развития древней философии, достигнутая в лице неоплатоновских философов в Александрии […] Декарт появился, когда средние века изжили себя». В свою очередь, когда логическая философия Гегеля завершила собой всю историю «любви к мудрости» — сразу пошел вразнос старый мир европейских монархий. А когда к концу 80-х гг. XX в. в Санкт-Петербурге завершилось 200-летнее освоение философии Гегеля в России — последовало освобождение Восточной Европы и крушение советской империи…

Причина в том, что мировой дух, достигая самосознания, этим исчерпывает внутреннюю цель своего развития и поэтому должен целиком обновиться. Как только философия венчает собой цикл духовной метаморфозы, так немедленно приходят в движение мировые силы, которые обновляют объективность духа в соответствии с его новой задачей. Меняется цель — меняются и средства ее осуществления.

Вот почему философский импульс современной России означает приговор ее феодально-мафиозному и по сути колониальному типу государственного управления. Благодаря углеводородной энергетике этот рудимент еще цепляется за жизнь, однако падение цен на нефть, которое он сам же и спровоцировал, поставило на нем крест. Дело в том, что западный принцип личной свободы вступил в противоречие с неприемлемым для него состоянием крепостной зависимости от углеводородных монополистов. А когда энергетическая зависимость Запада к тому же еще и персонифицировалась в зависимость от внешней политики В.В. Путина, это сразу переломило ситуацию, и проблема разрешилась в форме соответствующей принципу свободы. Образно говоря, Провидению был необходим настолько вонючий скунс, при встрече с которым все бы шарахались в сторону. Иначе без него мир еще долго по инерции инвестировал бы в добычу черной жижи.

Падение воровского путинского режима освободит дух русского народа. Наше искусство, слава Богу, еще сохранило свою классическую школу: проводится Международный конкурс юных вокалистов и молодых оперных певцов Елены Образцовой, конкурс вокалистов им. М.И. Глинки, конкурс юношеского исполнительного искусства им. Г.В. Свиридова, конкурс юных музыкантов «Щелкунчик», Международный конкурс им. П.И. Чайковского; школа хореографии; Международный проект «Палитра мира», конкурс детского рисунка и т.д.

Политические перемены очистят и православную Церковь, которая вернется к утраченному было институту духовных наставников, старцев — практическому  культу, профанированному в эпоху Просвещения у католиков и протестантов. Здесь мы надеемся на помощь Афона.

Культура России вобрала в себя богатейшее содержание мировых культур. Она, как губка, впитала их в себя и сделала вполне своими. Но вот что ей еще недостает, так это надлежащей формы для удержания всеобщего содержания. Поэтому задача русской культуры состоит в том, чтобы приложить свои усилия на выработку совершенной политической, экономической, социальной и духовной формы. В этом она отстает, но именно в этом деле ей и придется преуспеть. Вот почему русская культура никогда не сгинет, но, как гадкий утенок, только преобразится в новой социальной формации.

С.В. Смирных, Санкт-Петербург, 28.12.2014